воскресенье, 28 сентября 2008 г.

Эротика без надрыва

из подписки
http://community.livejournal.com/chto_chitat/4049930.html

Летом на книжной выставке малочисленный народ валом валил на мероприятие: писатель Виктор Ерофеев и поэт Орлуша рассуждали об эротике и порнографии в литературе. Оба ведущих - мужчины на возрасте, оба в жанре эротики собаку съели (или что там едят в этом жанре). Мероприятие длилось без малого три часа, а могло длиться и дольше, потому как мэтры увлеклись, а публика ждала все новых откровений и непристойностей. Оба мастера сходились в том, что русская литература не может говорить о сексе легко и свободно, не ломая каких-то преград, не нарушая приличий, не шокируя обывателей.


В мои задачи входило обойти всех, кто в тот день выступал в ЦДХ, поэтому лекцию об эротике я слышал мельком, дважды минут на пять зайдя в клеенчатый шатер. Беседа не двигалась вперед, а так и топта лась на месте. Упоминались Барков и Пушкин, Веничка Ерофеев и переводная литература, ну и сами лекторы, разумеется. Пожав плечами, я вышел из душного, затянутого табачным дымом шатра, и подумал: а как же Эргали Гер?
В 80-е годы в Латвии выходил журнал "Родник", печатавший русскую литературу, которую пока не решались публиковать в Москве и Петербурге. Там я и прочел рассказ "Электрическая Лиза", подписанный странным именем, похожим на инопланетный псевдоним, а точнее, вообще ни на что не похожим: Эргали Гер.
Принимаясь за этот рассказ, я не предполагал, о чем он. Но и прочитав, едва ли назвал бы его характерным образчиком "эротической прозы", которую пишут изредка с целью исповедоваться, а чаще - чтобы разбудить сексуальные фантазии. "Эротическая проза" почему-то всегда вызывала у меня чувство неловкости за авторов. Поздние рассказы Бунина, например. Вроде и написано опрятно, в лучших традициях, так сказать, а все равно напоминает фотографии голых теток, которые вы вешивают в своих мастерских наши пожилые плотники и сантехники.
А это было совсем другое. Ну ладно, давайте для начала фрагмент:

...Я увяз в Лизе, как муха в варенье, увязал, тонул, брал, гудел, как колокол во дни торжеств, потом взревел, как ракета, и то ли взрывной волной, то ли на реактивной тяге меня выбросило на сушу, и я очнулся от Лизы, но не освободился.
Потом все повторилось.
Потом мы пили вино и баловались.
Это мы опускаем, дабы не вводить читателя в искушение. Мы п р о с т о баловались; невесомые наши тела висели под потолком, помятые и неуклюжие, как повседневные робы, а души беззаботно озорничали и нежничали.


Автор пишет с той моцартовской легкостью, с такой естественной веселой интонацией, что читатель не смущается и не погрязает в собственно физиологических ассоциациях. Да, в этом рассказе говорится о физической любви, но не ради того, чтобы хвастаться своими подвигами или грезить о сексуальных приключениях. " Электрическая Лиза" - это просто очень хорошая литература. Не "эротическая литература", а просто литература. Ну, как вам это нравится?

Женя взревела, как алеутский сивуч.

Попав в "Белочку", в этот смеситель, можно было вынырнуть под вечер - ну, даже не знаю - где угодно. Всяко бывало. В Ленинграде бывало. На внуковских дачах бывало. В родном 108-ом отделении милиции - это вообще как месячные. А Танечка Гущина, звезда моей юности, проснулась однажды в Того замужней женщиной, вернее, одной из мужних женщин тамошнего начальника департамента по делам культуры и кооперации.

Вся эта атмосфера молодой глупости, потешного легкомыслия, авантюры в советских пейзажах и интерьерах - как веселая беседа заполночь с лучшим другом.

Разумеется, я захотел прочитать и другие вещи Эргали Гера. Через несколько лет мне попалась в книжном его книга "Сказки по телефону" с небольшим романом и несколькими рассказами. Роман был криминальна я лав-стори на фоне перестроечного беспредела. Прочитать один раз его вполне можно, но держать в домашней библиотеке - необязательно. А еще несколько рассказов, включая и "Электрическую Лизу". Рассказы были хороши все как один, но несколько передержаны, что ли. Когда автор продолжает работать над текстом уже после вдохновения, текст может быть чудо как хорош, но теряет живость и теплоту. Тем не менее, все рассказы можно читать и даже перечитывать, все они - достойные образцы хорошей русской прозы.
Справедливости ради, ни до, ни после я не встречал ни одного литературного произведения, которое могло бы войти с "Электрической Лизой" в один общий жанр. В одну категорию, так сказать. И это очень жаль.

Комментариев нет: