понедельник, 6 апреля 2009 г.

Рассказы Л. Улицкой

Источник
http://community.livejournal.com/chto_chitat/4892669.html

К рассказам у меня всегда было немного сложное отношение. Написать хороший рассказ порой гораздо сложнее, чем роман. Ведь лаконизм мысли и ее выражения дан далеко не каждому.
Восприятие рассказа тоже для меня отдельная тема: когда рассказ хорош, то он очень краток, но содержательно насыщен и требует некоторого времени на осмысление, на полное (насколько это возможно) его понимание. Но рассказ, как правило, читается быстро, и, по его окончанию, как будто еще и не начиталась.
Удачный выход лично для меня циклы рассказов: большая насыщенность мысли, предельная ее концентрация в каждом отдельном тексте и в то же время достаточный объем цикла рассказов, как некого сверхтекста, в котором каждый отдельный рассказ также приобретает дополнительные смыслы.

Рассказы Улицкой, которые мне п опались под руку (причина проста были они в той же книге, где и роман Медея и его дети, который я недавно с большим удовольствием прочла), как раз объединены в циклы. Вот, правда, не знаю, авторское ли это объединение или издательское; в любом случае мне оно кажется удачным.
Пока познакомилась, да и то не до конца, с циклом Бедные родственники. Название цикла (оно дублирует название открывающего его рассказа) достаточно четко наводит ассоциации с творчеством Достоевского, однако, мне показалась, что куда больше Улицкая взяла из метода Чехова: так же сначала вроде все хорошо, но есть ощущение какого-то подвоха, а потом как обухом по голове, все разом на людей (и на читателя) вывалилось Также способ обращения с героями напомнил мне Гоголя Петербургского периода (от воспоминания от Шинели до сих пор так грустно делается, что передать сложно): та же жалость к этим беспомощным и несчастным людям поднимается в душе Генеле очень близкий п ример.
И непонимание ЗА ЧТО? Они же ничем не провинились? Почему у Али (Бухары) и Дмитрия родился ребенок-даун? Почему у Матиуса и Берты, на старости лет родивших умненького и хорошенького мальчика, сын попадает под машину? Может, конечно, они покушаются на то счастье, которое им не положено: смешение кровей в Дочь Бухары; ребенок на старости, который увидел бы раннюю смерть родителей (Бедные родственники) Но почему это счастье запрещено? Видимо, автор управляет своим миром по каким-то непроговоренным законам, которые не могут позволить ТАКОГО счастья, или не могут позволить счастья ТАКИМ людям?
Но все же не все рассказы трагичны, я бы даже сказала, что все они не трагичны в конце всегда есть какое просветление. Даже в наиболее для меня тяжелом, в силу жалости к герою, рассказе о Генеле в конце есть альтернатива той безнадежности и непонятной трагичности, нарастающей по ходу повествования, - так ведь и не нашел никто припрятанных ею бриллиантовых серег, обманула она всех своей бедностью)))

Только читая рассказы, я действительно оценила писательское мастерство Улицкой суметь в 5-10 страницах не только описать какую-то поразительную жизненную ситуацию, но обрисовать целую жизнь своего героя, да так, что он как живой перед тобой встает это, безусловно, задача, решить которую может только состоявшийся и талантливый автор. Не люблю столь громких слов, но в данной ситуации считаю их заслуженными.



Из подписки
Денисова насчитала в Украине 876 тысяч безработных

Комментариев нет: